Е. Н. Смольянинова

(ВГУЭС, г. Владивосток)

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ

ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РОССИИ

 

Проблема страхования вкладов физических лиц имеет давнюю историю. Пионерами государственного страхования вкладов выступили банки США еще в 1829 г (правда, только в пределах штата Нью-Йорк). После 14 массовых банкротств банков, в 1933 г. в США был принят федеральный закон о национальной системе обязательного страхования депозитов.

В Российской Федерации (РФ) вопрос о страховании вкладов граждан был поднят в Законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности” [см. 2], где предусматривалось одновременное создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация системы обязательного страхования вкладов согласно ст. 38 данного закона [см. там же], должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного страхования вкладов, который предусматривался для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потерь их доходов по вложенным средствам. Добровольная система страхования вкладов представляла собой (в соответствии со ст. 39 этого закона) некоммерческую организацию фондов добровольного страхования вкладов, а выплаты доходов по ним были призваны обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по обязательной системе.

Кризисные явления 1994-1998 гг. показали, что в стране необходимо принять закон о гарантировании возврата вкладов. Однако первый проект закона о гарантировании вкладов, разработанный еще в 1994 г., так и не был принят.

В 1998 г. разразившийся экономический кризис наглядно продемонстрировал, что в Российской Федерации так и не сформирована система защиты вкладчиков, а закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности” в полной мере не работает. Поэтому в 1999 г. Думой был принят новый вариант закона, который, который, однако, первый Президент РФ отверг также как и первый.

Сложившаяся ситуация в стране после нескольких экономических кризисов породила недоверие к коммерческим банкам среди населения. Денежный ущерб коммерческих банков за время кризиса августа 1998 г. составил около 40 млрд. рублей [см. 18, с. 3], а потеря доверия к государству как партнеру вообще не поддавалась оценке. Из-за возникшей ситуации коммерческие банки понесли огромные экономические и финансовые потери.

Даже по прошествии шести лет после кризиса ситуация в банковской сфере страны остаётся весьма непростой. Так, например, по нашему мнению, главным событием 2004 г. на банковском рынке вопреки ожиданиям оказался не (состоявшийся всё-таки) выбор в пользу системы страхования вкладов, а летний кризис доверия, определивший развитие этого сектора финансового рынка на ближайшие месяцы и, возможно, годы [см. 14]. “Движимый желанием сберечь денежку, - отмечала в этой связи Е.А. Филимонова, - … Маленький Вкладчик пытается бороться, …собирая информацию о банках, но как показывает практика, все равно проигрывает…. И остается Вкладчик наедине со своим горем, без денег, с расшатанным здоровьем” [15, с. 62]. И тогда вступает в силу принцип “домино”. Вкладчики бегут в благополучные (и не очень) банки, и пытаются всеми правдами и неправдами вернуть свои деньги. Это приводит к истощению ресурсной базы банков и, как следствие, - к уменьшению объемов выдаваемых кредитов; ну, а как самая тяжелая ситуация для банка и опять же вкладчика в конечном итоге – остановка платежей и погашений обязательств банка. “Другими словами, - как писал в этой связи В.А. Виноградов, - незапланированное увеличение оттока депозитов и неспособность резко сократить активы может привести (и проводит, заметим мы от себя. – Е. С.) отдельные банки к банкротству” [8, с.62].

Вместе с тем, системный банковский кризис в стране удалось предотвратить. Но результатом летних событий 2004 г. стала очередная потеря доверия вкладчиков к коммерческим банкам, которые по разным оценкам потеряли около 700 млн. долл. доходов из-за оттока клиентов в так называемые “государственные” (прежде всего – в Сбербанк РФ) банки и дочерние подразделения иностранных банков — в августе на них пришлось 84 % прироста вкладов граждан. “Ажиотажные настроения вкладчиков – сейчас самый страшный враг банковской системы”, - именно так охарактеризовал сложившуюся ситуацию летом того же года член Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам П. Медведев [7, с. 10].

В настоящее время в стране для обеспечения стабильности на финансовом рынке страны и, в частности, в банковской системе Российской Федерации создается новая система защиты вкладов и интересов вкладчиков.

Основным требованием к участию банков в системе обязательного страхования выступает удовлетворительная финансовая отчетность [см. 3, ст. 44]. Банки, изъявившие желание участвовать в системе обязательного страхования, вправе представить соответствующее ходатайство в 6-тимесячный срок с момента вступления в силу рассматриваемого Закона.

Порядок проведения оценки и подготовки заключения Центрального банка РФ (ЦБ РФ) установлены его нормативными правовыми актами [см., в частности, 4, 5, 6]. Рассмотрение ЦБ РФ ходатайства коммерческого банка включает в себя следующие этапы:

  1. предварительный анализ соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов;
  2. тематическая инспекционная проверка для оценки достоверности учета и отчетности, а также установление фактов, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе страхования вкладов и которые невозможно получить методами дистанционного надзора;
  3. заключительный анализ результатов, включающий расчет значений всех формальных критериев соответствия;
  4. вынесение положительного или отрицательного заключения.

Общая продолжительность рассмотрения ходатайства коммерческого банка и подготовки заключения не может превышать 9 месяцев, из которых предварительный анализ деятельности банка не должен быть более 7 месяцев.

Участниками отношений по добровольному страхованию вкладов являются страхователь, страховщик, выгодоприобретатель и контролирующий орган [см. 3, ст. 4]. Здесь обнаруживается расхождение с действующим Законом РФ “О банках и банковской деятельности” согласно которому участниками данной системы являются лишь страхователь и страховщик [см. 2, ст. 38].

Страхователем по договору страхования банковских вкладов граждан является банк – кредитная организация, имеющая разрешение ЦБ РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Банки подлежат внесению в реестр, который ведется страховщиком на основании данных ЦБ РФ.

Страховщиком в отношения по страхованию банковских вкладов выступает особый субъект – специально создаваемое для этих целей Агентство по страхованию вкладов, организуемое в форме государственной корпорации (Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” - далее именуемая АСВ). Здесь стоит отметить особенность данного вида страхования и его отличия от других видов. На практике страховая организация чаще всего создается в форме коммерческой организации, основной целью деятельности которой является осуществление страхования по различным рискам и извлечение из этого прибыли. Между тем Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является некоммерческой организацией, а его деятельность, в отличие от общепринятого подхода к страхованию, не относится к лицензируемым видам.

Имущество АСВ формируется первоначально за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 3 млрд. руб., из которых 2 млрд. руб. направляются в фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ), а в дальнейшем за счет доходов от деятельности АСВ, т.е. от видов деятельности, предусмотренных и для коммерческих страховых организаций. Данное имущество используется по строго целевому назначению – обеспечение функционирования системы обязательного страхования вкладов.

Высшим органом управления АСВ является совет директоров, который формируется из 13 представителей, из которых 5 представителей формирует ЦБ РФ, 7 – назначает Правительство РФ.

Выгодоприобретателем по договору страхования банковских вкладов является вкладчик – гражданин РФ, иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, заключивший договор банковского вклада, банковского счета, либо лицо, в пользу которого внесен вклад.

Не являются застрахованными денежные средства:

  1. размещенные на банковских счетах денежные средства физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
  2. размещенные физическими лицами денежные средства в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
  3. денежные средства, переданные физическими лицами коммерческим банкам в доверительное управление;
  4. денежные средства, размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах коммерческих банков Российской Федерации.

Контролирующим органом выступает ЦБ РФ, который, в соответствии с законодательством о коммерческих банках, осуществляет контроль за их деятельностью, формирует высший орган управления АСВ, передает Агентству информацию о выдаче банкам разрешений, о принимаемых мерах ответственности, о реорганизации и др.

Принимаемые ЦБ РФ решения являются основаниями для постановки банков на учет и снятия с учета в системе обязательного страхования.

По состоянию на 30 декабря 2004 г. из примерно 1200 банков, имеющих лицензию на привлечение вкладов населения, в систему страхования уже вступил 421 банк (из них 103 московских, в том числе крупнейшие игроки розничного рынка Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, “Альфа-банк”, “Банк Москвы”, “МДМ-банк”, “ИМПЭКСБАНК”, банк “Петрокоммерц”, “Росбанк”, “Международный московский банк”, банк “Русский стандарт). По данным АСВ, в настоящее время уже застраховано около 90 % от депозитов всей российской банковской системы [см. 14].

Сегодня система страхования вкладов в РФ (пока в значительной степени лишь теоретически) при наступлении страхового случая позволяет быстро компенсировать 100 % суммы вкладов в банке, но не более 100 тыс. руб. по одному вкладу. Для сравнения приведем данные по другим странам, где уже давно существует система страхования вкладов.

Таблица 1 – Некоторые показатели системы страхования вкладов в зарубежных странах (по состоянию на 1 января 2004 г.)*

 

Страна

Год

создания

Максимальный размер выплат

Среднедушевой ВВП

Соотношение максимального размера выплат к среднедушевому ВВП (в %)

Австрия

1979

20000 евро

19000 евро

105

Канада

1967

40770 долл. США

19700 долл. США

207

Франция

1980

20000 евро

18800 евро

106

Германия

1966

20000 евро

20124 евро

99

Италия

1987

20000 евро

15900 евро

126

Япония

1971

71000 долл. США

27600 долл. США

257

США

1934

100000 долл. США

31433 долл. США

318

*Источник: Garcia G. Deposit Insurance: A. Survey of Actual and Best Practices.-

IMF Workinq Paper. № 99/54. – 1999. April; Ольшанский А. Страхование вкладов:

мировой опыт для России // www. pol.ru; http://www.nasledie.ru/politvne

 

Как видно из табл. 1, в странах Евросоюза размер возмещения при наступлении страхового случая сопоставим с размером среднедушевого ВВП и колеблется на уровне 100 %. В других развитых государствах это соотношение превышает 100 %: в Канаде он составляет 207 %, в Японии – 257 %, а в США даже 318 %.

На сегодняшний день в большинстве развитых стран существует принудительная система страхования вкладов. Это связано с тем, что крупные банки могут отказаться от участия, поскольку они и так внушают больше доверия населению, принцип добровольности участия несет в себе угрозу стабильности системы страхования вкладов, поскольку его применение может породить периодические крупномасштабные перемещения вкладов внутри банковской системы – от участвующих в системе банках к неучаствующим в ней в благополучные времена, и наоборотв менее благоприятные периоды.

Однако и у этой системы есть множество минусов. Страхование вкладов влечет за собой снижение уровня ответственности и банков и вкладчиков. Вкладчики перестают следить за финансовым состоянием банка, так как в случае его банкротства они все равно получат свои деньги, а банки, в свою очередь, ведут высокорисковую кредитную политику [см. 13, с. 47].

В российской практике система принудительного страхования уже привела к ажиотажным настроениям среди вкладчиков. Многие аналитики предсказывали, что с введением системы страхования депозитов возникнет ажиотаж среди банков – они поведут борьбу за сбережения населения: “…увеличивая доходность по депозитам, банки очень легко привлекают новых вкладчиков. При этом преимущество на рынке (пусть временное) получают именно те банки, которые войдут в систему страхования первыми в числе первых 48 банков, прошедших отбор в систему страхования (по состоянию на 4 октября 2004 г.), не оказалось ни одного активно работающего на рынке вкладов в этих (небольших.Е.С.) городах” [см. 17]. В связи с возникшей ситуацией на рынке страхования вкладов, ЦБ РФ вынужден был запретить использовать это временное преимущество в рекламных целях, считая такой метод недобросовестной конкуренцией [см. там же].

Положительным моментом является то, что все коммерческие банки будут находиться в равных условиях для развития здоровой конкуренции, чего не существовало до сих пор, т.к. конкурентные преимущества в виде гарантирования возврата вкладов государством были на стороне Сбербанка России.

На основании принятого закона о страховании вкладов физических лиц страховой случай считается наступившим с момента вступления в силу соответствующего акта ЦБ РФ. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств (и именно с этого момента у вкладчиков возникает право требования на выплату возмещения):

1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.

Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу на конец дня наступления страхового случая. Это означает, что в сумму вклада должны быть включены необходимые начисленные проценты за соответствующий период действия договора банковского вклада.

Осуществление страховых выплат будет осуществляться в достаточно сжатые сроки. В течение одного месяца после получения из банка реестра вкладчиков, в отношении вкладов по которым наступил страховой случай, все вкладчики будут проинформированы АСВ о соответствующем времени и месте выплаты. Выплаты будут произведены в течение трех дней с момента представления вкладчиком необходимых документов [см. 3, ст. 12].

При осуществлении страховых выплат к АСВ переходят права требования вкладчика к банку в пределах выплаченной суммы, и Агентство будет принимать все необходимые меры по взысканию выплаченных им сумм [3, ст. 13].

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются и требования АСВ в связи с выплатой возмещения по вкладам.

По своей сути переход права требования к АСВ по страхованию вкладов является переходом к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба [см. 1, ст. 965].

Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % расчетной базы по данному виду страхования, т.е. средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, подлежащих страхованию [см. 3, ст. 36].

Кроме того, решением Совета Агентства по страхованию вкладов от 3 февраля 2004 г. утвержден Порядок расчета страховых взносов, а решением от 5 февраля 2004 г. установлен Порядок уплаты страховых взносов.

Установленный размер страховых взносов оплачивается банком как страхователем и не может быть переложен им на своих контрагентов-вкладчиков.

В отличие от общего порядка, Закон о страховании вкладов, предусматривает особенности для кредитных организаций, в капитале которых участвует ЦБ РФ. Для таких организаций устанавливаются дополнительные государственные гарантии, состоящие в том, что в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, возврат вкладов обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации до 1 января 2007 г. Это действие Закона распространяется на договоры банковского вклада или договоры банковского счета, заключенных до 1 октября 2004 г. Таким образом, Сбербанк России, как монополист на российском банковском рынке, потеряет одно из своих главных преимуществ – гарантию государства по вкладам частных лиц вне зависимости от суммы депозита. В этих условиях коммерческие банки будут находиться в примерно равных конкурентных условиях.

Проведённый нами анализ ситуации и проблем страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках России позволяет нам сделать следующий вывод. Создание в стране системы гарантирования вкладов позволит Правительству РФ и Центральному банку РФ принимать более действенное участие в процессах, происходящих в финансово-банковском секторе экономики, и, тем самым, обеспечивать более высокую ликвидность банковской системы. По нашему мнению, эффективная система гарантирования вкладов в стране сможет не только содействовать восстановлению доверия к банковской системе РФ, но и привлечь новых вкладчиков в коммерческие банки.

Литература

  1. Гражданский кодекс РФ. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  2. О банках и банковской деятельности (ред. от 29.06.2004 г.): Федеральный закон РФ от 2 декабря 1990 года N 395-1. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  3. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 23.10.2003 № 177-ФЗ. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  4. О порядке рассмотрения Банком России заявления об обжаловании отрицательного заключения Банка России на повторное ходатайство о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов: положение ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 247-П. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  5. О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов: положение ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 248-П. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  6. Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов: указание ЦБ РФ от 16 января 2004 г. № 1379-У. – Режим доступа: Компьютерная сеть ИМБ ДВГУ. – БД “Кодекс”.
  7. Банковская экспертиза. Оценки ситуации в банковском секторе ведущими российскими аналитиками // Банковское дело. – 2004. - № 8. – С. 9-12.
  8. Виноградов В.А. Основные модели построения системы гарантирования вкладов в мире / В.А. Виноградов// Деньги и кредит. - 2002. - № 6. - С. 62-67.
  9. Гаврильева Т.Н. Региональная политика доходов и частные инвестиции// ЭКО. - 1998. - № 4. - С. 60-72.
  10. Головнин М. Банковские системы в переходных экономиках // Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - № 2. – С. 15-24.
  11. Желобанов Д. Банк образцового задержания// Деньги. – 2004. - № 20. – С. 12-13.
  12. Буйлов М. Героические будни банковской системы // Деньги. – 2004. - № 20. – С. 108-110.
  13. Перотти Э. и др. Гарантирование банковских депозитов: мировая практика и российские проблемы // Деньги и кредит. - 2000. - № 6. - С. 47-53.
  14. Петрова С., Ватаманюк Е. В систему страхования ЦБ берет всех// http://www.klerk.ru/bank/fin/.
  15. Филимонова Е.А. и др. Как сберечь сбережённое // ЭКО. - 1999. - № 4. - С. 61-66.
  16. Филин С.А. Государственное регулирование банковских рисков при инвестировании реального сектора экономики // Банковское дело. - 2000. - № 5. - С. 26-30.
  17. Финансовые новости // http://uralpress.ru/fin/news?id=5741
  18. Чалдаева Л.А, Килячков А.А. Инвестиции: Сбережения и инвестиции // Финансы и кредит. - 1999. - № 1. - С. 2-11.

Hosted by uCoz