Е
. Н. Смольянинова(ВГУЭС, г. Владивосток)
СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ РОССИИ
Проблема страхования вкладов физических лиц имеет давнюю историю. Пионерами государственного страхования вкладов выступили банки США еще в 1829 г (правда, только в пределах штата Нью-Йорк). После 14 массовых банкротств банков, в 1933 г. в США был принят федеральный закон о национальной системе обязательного страхования депозитов.
В Российской Федерации (РФ) вопрос о страховании вкладов граждан был поднят в Законе от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности”
[см. 2], где предусматривалось одновременное создание системы обязательного и добровольного страхования вкладов. Организация системы обязательного страхования вкладов согласно ст. 38 данного закона [см. там же], должна была осуществляться посредством федерального фонда обязательного страхования вкладов, который предусматривался для обеспечения гарантий возврата привлекаемых банками средств граждан и компенсации потерь их доходов по вложенным средствам. Добровольная система страхования вкладов представляла собой (в соответствии со ст. 39 этого закона) некоммерческую организацию фондов добровольного страхования вкладов, а выплаты доходов по ним были призваны обеспечить недостаточность страхования ответственности банка по обязательной системе.Кризисные явления 1994-1998 гг.
показали, что в стране необходимо принять закон о гарантировании возврата вкладов. Однако первый проект закона о гарантировании вкладов, разработанный еще в 1994 г., так и не был принят.В 1998 г. разразившийся
экономический кризис наглядно продемонстрировал, что в Российской Федерации так и не сформирована система защиты вкладчиков, а закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 “О банках и банковской деятельности” в полной мере не работает. Поэтому в 1999 г. Думой был принят новый вариант закона, который, который, однако, первый Президент РФ отверг также как и первый.Сложившаяся ситуация в стране после нескольких экономических кризисов породила недоверие к коммерческим банкам среди населения. Денежный ущерб коммерческих банков за время кризиса августа 1998 г. составил около 40 млрд. рублей [см.
18, с. 3], а потеря доверия к государству как партнеру вообще не поддавалась оценке. Из-за возникшей ситуации коммерческие банки понесли огромные экономические и финансовые потери.Даже по прошествии шести лет после кризиса ситуация в банковской сфере страны остаётся весьма непростой. Так, например, по нашему мнению, главным событием 2004 г. на банковском рынке вопреки ожиданиям оказался не (состоявшийся всё-таки) выбор в пользу системы страхования вкладов, а летний кризис доверия, определивший развитие этого сектора финансового рынка на ближайшие месяцы и, возможно, годы
[см. 14]. “Движимый желанием сберечь денежку, - отмечала в этой связи Е.А. Филимонова, - … Маленький Вкладчик пытается бороться, …собирая информацию о банках, но как показывает практика, все равно проигрывает…. И остается Вкладчик наедине со своим горем, без денег, с расшатанным здоровьем” [15, с. 62]. И тогда вступает в силу принцип “домино”. Вкладчики бегут в благополучные (и не очень) банки, и пытаются всеми правдами и неправдами вернуть свои деньги. Это приводит к истощению ресурсной базы банков и, как следствие, - к уменьшению объемов выдаваемых кредитов; ну, а как самая тяжелая ситуация для банка и опять же вкладчика – в конечном итоге – остановка платежей и погашений обязательств банка. “Другими словами, - как писал в этой связи В.А. Виноградов, - незапланированное увеличение оттока депозитов и неспособность резко сократить активы может привести (и проводит, заметим мы от себя. – Е. С.) отдельные банки к банкротству” [8, с.62].Вместе с тем, системный банковский кризис в стране удалось предотвратить. Но результатом летних событий 2004 г. стала очередная потеря доверия вкладчиков к коммерческим банкам, которые
по разным оценкам потеряли около 700 млн. долл. доходов из-за оттока клиентов в так называемые “государственные” (прежде всего – в Сбербанк РФ) банки и дочерние подразделения иностранных банков — в августе на них пришлось 84 % прироста вкладов граждан. “Ажиотажные настроения вкладчиков – сейчас самый страшный враг банковской системы”, - именно так охарактеризовал сложившуюся ситуацию летом того же года член Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам П. Медведев [7, с. 10].В настоящее время в стране для обеспечения стабильности на финансовом рынке страны и, в частности, в банковской системе Российской Федерации создается новая система защиты вкладов и интересов вкладчиков.
Основным требованием к участию банков в системе обязательного страхования выступает удовлетворительная финансовая отчетность
[см. 3, ст. 44]. Банки, изъявившие желание участвовать в системе обязательного страхования, вправе представить соответствующее ходатайство в 6-тимесячный срок с момента вступления в силу рассматриваемого Закона.Порядок проведения оценки и подготовки заключения Центрального банка РФ (ЦБ РФ) установлены его нормативными правовыми актами
[см., в частности, 4, 5, 6]. Рассмотрение ЦБ РФ ходатайства коммерческого банка включает в себя следующие этапы:Общая продолжительность рассмотрения ходатайства коммерческого банка и подготовки заключения не может превышать 9 месяцев, из которых предварительный анализ деятельности банка не должен быть более 7 месяцев.
Участниками отношений по добровольному страхованию вкладов являются страхователь, страховщик, выгодоприобретатель и
контролирующий орган [см. 3, ст. 4]. Здесь обнаруживается расхождение с действующим Законом РФ “О банках и банковской деятельности” согласно которому участниками данной системы являются лишь страхователь и страховщик [см. 2, ст. 38].Страхователем по договору страхования банковских вкладов граждан является банк – кредитная организация, имеющая разрешение ЦБ
РФ на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Банки подлежат внесению в реестр, который ведется страховщиком на основании данных ЦБ РФ.Страховщиком в отношения по страхованию банковских вкладов выступает особый субъект – специально создаваемое для этих целей Агентство по страхованию вкладов, организуемое в форме государственной корпорации (Государственная корпорация “Агентство по страхованию вкладов” - далее именуемая АСВ). Здесь стоит отметить особенность данного вида страхования и его отличия от других видов. На практике страховая организация чаще всего создается в форме коммерческой организации, основной целью деятельности которой является осуществление страхования по различным рискам и извлечение из этого прибыли. Между тем Агентство по страхованию вкладов (АСВ) является некоммерческой организацией, а его деятельность, в отличие от общепринятого подхода к страхованию, не относится к лицензируемым видам.
Имущество АСВ формируется первоначально за счет имущественного взноса Российской Федерации в размере 3 млрд. руб., из которых 2 млрд. руб. направляются в фонд обязательного страхования вкладов (ФОСВ), а в дальнейшем за счет доходов от деятельности АСВ, т.е. от видов деятельности, предусмотренных и для коммерческих страховых организаций. Данное имущество используется по строго целевому назначению – обеспечение функционирования системы обязательного страхования вкладов.
Высшим органом управления АСВ является совет директоров, который формируется из 13 представителей, из которых 5 представителей формирует ЦБ
РФ, 7 – назначает Правительство РФ.Выгодоприобретателем по договору страхования банковских вкладов является вкладчик – гражданин РФ, иностранный гражданин, либо лицо без гражданства, заключивший договор банковского вклада, банковского счета, либо лицо, в пользу которого внесен вклад.
Не являются застрахованными денежные средства:
Контролирующим органом выступает ЦБ
РФ, который, в соответствии с законодательством о коммерческих банках, осуществляет контроль за их деятельностью, формирует высший орган управления АСВ, передает Агентству информацию о выдаче банкам разрешений, о принимаемых мерах ответственности, о реорганизации и др.Принимаемые ЦБ
РФ решения являются основаниями для постановки банков на учет и снятия с учета в системе обязательного страхования.По состоянию на 30 декабря 20
04 г. из примерно 1200 банков, имеющих лицензию на привлечение вкладов населения, в систему страхования уже вступил 421 банк (из них 103 московских, в том числе крупнейшие “игроки” розничного рынка – Сбербанк РФ, Внешторгбанк РФ, “Альфа-банк”, “Банк Москвы”, “МДМ-банк”, “ИМПЭКСБАНК”, банк “Петрокоммерц”, “Росбанк”, “Международный московский банк”, банк “Русский стандарт”). По данным АСВ, в настоящее время уже застраховано около 90 % от депозитов всей российской банковской системы [см. 14].Сегодня система страхования вкладов в РФ (пока в значительной степени лишь теоретически) при наступлении страхового случая позволяет быстро компенсировать
100 % суммы вкладов в банке, но не более 100 тыс. руб. по одному вкладу. Для сравнения приведем данные по другим странам, где уже давно существует система страхования вкладов.Таблица 1
– Некоторые показатели системы страхования вкладов в зарубежных странах (по состоянию на 1 января 2004 г.)*
Страна |
Год создания |
Максимальный размер выплат |
Среднедушевой ВВП |
Соотношение максимального размера выплат к среднедушевому ВВП (в %) |
Австрия |
1979 |
20000 евро |
19000 евро |
105 |
Канада |
1967 |
40770 долл . США |
19700 долл. США |
207 |
Франция |
1980 |
20000 евро |
18800 евро |
106 |
Германия |
1966 |
20000 евро |
20124 евро |
99 |
Италия |
1987 |
20000 евро |
15900 евро |
126 |
Япония |
1971 |
71000 долл . США |
27600 долл. США |
257 |
США |
1934 |
100000 долл . США |
31433 долл . США |
318 |
*Источник: Garcia G. Deposit Insurance: A. Survey of Actual and Best Practices.-
IMF Workinq Paper. № 99/54. – 1999. April; Ольшанский А. Страхование вкладов:
мировой опыт для России // www. pol.ru; http://www.nasledie.ru/politvne
Как видно из табл. 1
, в странах Евросоюза размер возмещения при наступлении страхового случая сопоставим с размером среднедушевого ВВП и колеблется на уровне 100 %. В других развитых государствах это соотношение превышает 100 %: в Канаде он составляет 207 %, в Японии – 257 %, а в США – даже 318 %.На сегодняшний день в большинстве развитых стран существует принудительная система страхования вкладов. Это связано с тем, что крупные банки могут отказаться от участия, поскольку они и так внушают больше доверия населению, принцип добровольности участия несет в себе угрозу стабильности системы страхования вкладов, поскольку его применение может породить периодические крупномасштабные перемещения вкладов внутри банковской системы – от участвующих в системе банках к неучаствующим в ней в благополучные времена
, и наоборот – в менее благоприятные периоды.Однако и у этой системы есть множество минусов. Страхование вкладов влечет за собой снижение уровня ответственности и банков и вкладчиков. Вкладчики перестают следить за финансовым состоянием банка, так как в случае его банкротства они все равно получат свои деньги, а банки, в свою очередь, ведут высокорисковую кредитную политику [см.
13, с. 47].В российской практике система принудительного страхования уже привела к ажиотажным настроениям среди вкладчиков. Многие аналитики предсказывали, что с введением системы страхования депозитов возникнет ажиотаж среди банков – они поведут борьбу за сбережения населения
: “…увеличивая доходность по депозитам, банки очень легко привлекают новых вкладчиков. При этом преимущество на рынке (пусть временное) получают именно те банки, которые войдут в систему страхования первыми – в числе первых 48 банков, прошедших отбор в систему страхования (по состоянию на 4 октября 2004 г.), не оказалось ни одного активно работающего на рынке вкладов в этих (небольших. – Е.С.) городах” [см. 17]. В связи с возникшей ситуацией на рынке страхования вкладов, ЦБ РФ вынужден был запретить использовать это временное преимущество в рекламных целях, считая такой метод недобросовестной конкуренцией [см. там же].Положительным моментом является то, что все коммерческие банки будут находиться в равных условиях для развития здоровой конкуренции, чего не существовало до сих пор, т.к. конкурентные преимущества в виде гарантирования возврата вкладов государством были на стороне Сбербанка России.
На основании принятого закона о страховании вкладов физических лиц страховой случай считается наступившим с момента вступления в силу соответствующего акта ЦБ
РФ. Страховым случаем признается одно из следующих обстоятельств (и именно с этого момента у вкладчиков возникает право требования на выплату возмещения):1) отзыв (аннулирование) у банка лицензии Банка России на осуществление банковских операций;
2) введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка.
Размер возмещения рассчитывается исходя из размера остатка денежных средств по вкладу на конец дня наступления страхового случая. Это означает, что в сумму вклада должны быть включены необходимые начисленные проценты за соответствующий период действия договора банковского вклада.
Осуществление страховых выплат будет осуществляться в достаточно сжатые сроки. В течение одного месяца после получения из банка реестра вкладчиков, в отношении вкладов по которым наступил страховой случай, все вкладчики будут проинформированы АСВ о соответствующем времени и месте выплаты. Выплаты будут произведены в течение трех дней с момента представления вкладчиком необходимых документов
[см. 3, ст. 12].При осуществлении страховых выплат к АСВ переходят права требования вкладчика к банку в пределах выплаченной суммы, и Агентство будет принимать все необходимые меры по взысканию выплаченных им сумм
[3, ст. 13].При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются и требования АСВ в связи с выплатой возмещения по вкладам.
По своей сути переход права требования к АСВ по страхованию вкладов является переходом к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба
[см. 1, ст. 965].Ставка страховых взносов не может превышать 0,15 % расчетной базы по данному виду страхования, т.е. средней хронологической за расчетный период ежедневных балансовых остатков на счетах по учету вкладов, подлежащих страхованию
[см. 3, ст. 36].Кроме того, решением Совета Агентства по страхованию вкладов от 3 февраля 2004 г. утвержден Порядок расчета страховых взносов, а решением от 5 февраля 2004 г. установлен Порядок уплаты страховых взносов.
Установленный размер страховых взносов оплачивается банком как страхователем и не может быть переложен им на своих контрагентов-вкладчиков.
В отличие от общего порядка, Закон о страховании вкладов, предусматривает особенности для кредитных организаций, в капитале которых участвует ЦБ
РФ. Для таких организаций устанавливаются дополнительные государственные гарантии, состоящие в том, что в части сумм, превышающих суммы возмещения по вкладам, возврат вкладов обеспечивается субсидиарной ответственностью Российской Федерации до 1 января 2007 г. Это действие Закона распространяется на договоры банковского вклада или договоры банковского счета, заключенных до 1 октября 2004 г. Таким образом, Сбербанк России, как монополист на российском банковском рынке, потеряет одно из своих главных преимуществ – гарантию государства по вкладам частных лиц вне зависимости от суммы депозита. В этих условиях коммерческие банки будут находиться в примерно равных конкурентных условиях.Проведённый нами анализ ситуации и проблем страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках России позволяет нам сделать
следующий вывод. Создание в стране системы гарантирования вкладов позволит Правительству РФ и Центральному банку РФ принимать более действенное участие в процессах, происходящих в финансово-банковском секторе экономики, и, тем самым, обеспечивать более высокую ликвидность банковской системы. По нашему мнению, эффективная система гарантирования вкладов в стране сможет не только содействовать восстановлению доверия к банковской системе РФ, но и привлечь новых вкладчиков в коммерческие банки.Литература